Основное общее образование — это вторая ступень общего образования. Школы основного общего образования :: BusinessMan.ru
Основное общее образование — это вторая ступень российского общего обучения. Согласно Конституции РФ, оно является общедоступным и обязательным. ФГОС основного общего образования направлен на приведение в соответствие возрастных особенностей школьников подросткового возраста и содержания образования.
Направленность ФГОС на второй ступени обучения
В подростковом возрасте ребенок стремится к познанию окружающего мира, самоопределению, практической деятельности. Именно поэтому стандарт основного общего образования направлен на деятельностный компонент, позволяющий повышать мотивацию школьников к обучению, развитию. Он учитывает интересы и потребности подростков, не ограничивается теоретическими знаниями в определенной научной области.
Особенность педагогических целей, которые ставятся на второй ступени обучения, заключается в личностном росте школьников.
Цели обучения
ФГОС основного общего образования направлен на реализацию:
- формирование единого представления о мире на базе приобретенных знаний;
- развитие навыков индивидуальной и коллективной деятельности;
- познание и самопознание;
- построение индивидуальной профессиональной траектории.
Приоритетом являются именно универсальные учебные навыки школьников, а не заучивание научных фактов.
Основное общее образование — это последняя ступень обязательного обучения в нашей стране. Именно поэтому в качестве базовых требований к содержанию такого образования выступает достижение выпускниками основной школы определенного уровня функциональной грамотности. Она нужна им для социальной адаптации, причем не только по математическому и естественнонаучному, но и культурному и социальному направлениям.
Задача основной школы
Она заключается в подготовке школьников к ответственному и осознанному выбору профессионального и жизненного пути. Получение основного общего образования – обязательное условие для каждого российского школьника. На этом этапе осуществляется последовательная индивидуализация обучения, ведется предпрофильная подготовка. Обучающиеся в основной школе учатся самостоятельно определять цели, искать путь их реализации, применять в повседневной жизни опыт, приобретенный в школе.
Обязательные предметы
Программа основного общего образования предполагает обязательное преподавание следующих учебных дисциплин:
- русский язык;
- литература;
- алгебра;
- геометрия;
- география;
- история;
- обществознание;
- физика;
- химия;
- иностранный язык;
- информатика и ИКТ;
- биология;
- технология;
- основы безопасности жизнедеятельности;
- физическая культура.
Кроме того, обязательным является включение в основную ступень обучения профориентации, а также 2-3 дополнительных курсов в рамках предпрофильной работы.
Требования стандарта
Основное общее образование — это этап, который завершается обязательной итоговой государственной аттестацией школьников. Именно поэтому были разработаны требования к навыкам, умениям выпускников основной ступени обучения, которые и стали основой для определения содержания учебного материала по каждому школьному предмету.
Необходимым условием для успешной социализации подростков является овладение общими навыками, умениями, способами деятельности.
В познавательной деятельности предполагается освоение методов изучения окружающего мира: наблюдений, опытов, экспериментов, моделирования.
Выпускники основной школы должны находить и выделять важные функциональные связи между частями и целым объектом, различать отдельные этапы одного процесса, устанавливать причинно-следственные связи.
Основное общее образование — это время, когда подростки овладевают алгоритмами решения учебных задач. Они приобретают навыки комбинирования стандартных способов с учетом предлагаемой ситуации, выбирают наиболее оптимальный способ решения проблемы. Выпускники основной школы должны выдвигать гипотезы, проверять их на практике с помощью лабораторных опытов и экспериментов.
При решении практических учебных задач подростки должны использовать творческий подход, отказываясь от шаблона, предлагать оригинальное собственное решение. Отдельное внимание ФГОС уделяет вовлечению выпускников основной школы в проектную и исследовательскую деятельность.
Именно школы основного общего образования должны предлагать подросткам возможность проводить собственные исследования в разных научных областях, способствующие самосовершенствованию, саморазвитию подрастающего поколения РФ.
Предпрофильная подготовка
Для того чтобы выпускникам основной ступени обучения было легче определиться с будущей профессией, после модернизации отечественной системы образования, для выпускников девятых классов стали предлагаться дополнительные элективные курсы, посещение которых является обязательным. Ребята, занимаясь химией, физикой, математикой, биологией, другими научными дисциплинами вне учебной программы, получают возможность осознания их важности для них. Благодаря элективным курсам осуществляется осознанный выбор будущей профессии, варианта достижения поставленной цели.
Например, в рамках предпрофильной подготовки девятиклассники знакомятся с профессиями, востребованными на современном рынке труда. Кроме того, в ходе курса с подростками работает профессиональный психолог. Он помогает им сделать осознанный выбор своей будущей жизни. Кто-то из выпускников основной школы после получения аттестата выберет обучение в колледже, техникуме, имея представления о специфике профессии.
Вариант элективного курса в основной школе
Помимо профориентационной работы, педагоги разрабатывают для девятиклассников курсы по различным учебным дисциплинам. Например, те ребята, в планы которых входит поступление в медицинские и фармацевтические учебные заведения, могут посещать занятия в «Академии химических наук». Целью данной программы является расширение представлений о многогранности и важности химии, ее безграничных возможностях.
В рамках курса, рассчитанного на 12-14 часов, ребята узнают о вариантах хранения химических реактивов в школьной лаборатории и на различных производствах, изучают особенности технологических процессов получения неорганических солей и кислот. Отдельное внимание уделяется формированию навыков практической деятельности. Сначала девятиклассники рассматривают основные правила техники безопасности, которые важно знать и использовать при работе в химическом кабинете, затем они отрабатывают их при проведении практических работ и лабораторных экспериментов.
Учитывая, что в конце девятого класса, ребятам предстоит выпускной экзамен за курс основной школы в форме ОГЭ, а химия является одним из предметов по выбору, педагог старается отводить в рамках программы элективного курса несколько часов на разбор заданий повышенной сложности.
Заключение
Основное общее образование в нашей стране является обязательным для всех граждан РФ. Для того чтобы в разных регионах России у выпускников девятых классов были равные возможности на последующее обучение, трудоустройство, были разработан образовательный стандарт. Этот документ включает в себя основные требования к навыкам, умениям, которые должны быть сформированы у выпускника девятого класса.
businessman.ru
1. Ступени образования
Каждый обучающийся обладает индивидуальными личностными и деятельностными особенностями. В то же время все обучающиеся на определенной образовательной ступени характеризуются исходными общими и типическими для них особенностями.
1. Ступень младшей школы – это начало общественного бытия человека как субъекта учебной деятельности. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию. Ожидание нового, интерес к нему лежат в основе учебной мотивации младшего школьника.
В начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей в этот период деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, учебное сотрудничество, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека, находящегося в образовательной системе.
2. В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10–11 до 14–15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым.
Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, стремлением чем-то выделиться.
3. Старшеклассник (период ранней юности с 14–15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения – гимназии, колледжи, училища. Эту ситуацию характеризует направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии. Необходимость выбора диктуется жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. В этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность.
Старшеклассник как субъект учебной деятельности характеризуется качественно новым содержанием этой деятельности. Наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах, появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, так как для старшеклассника сама учебная деятельность – средство реализации жизненных планов будущего.
Основным предметом учебной деятельности старшеклассника, т. е. тем, на что она направлена, является структурная организация, систематизация индивидуального опыта за счет расширения, дополнения, внесения новой информации.
studfiles.net
9.3.1. Разделение системы образования на ступени и их главные развивающие задачи
В качестве примера рассматривалась [92] такая возрастная структура системы образования: 1-я ступень (7-13 лет) [93] – начальная школа [94], 2-я ступень (13-16 лет) – гимназия, 3-я ступень (16-19 лет) – лицей (9.1) [95].
Данный вариант выделения ступеней образования, согласно реконструированной теории Л. С. Выготского, довольно хорошо соответствует реальной структуре детского развития.
Покажем это и определим на основе указанной теории главную развивающую задачу каждой ступени. При этом будем описывать ее не только в терминах возрастных ЗБР и развития регуляции, но и в терминах стадий развития и ведущей деятельности, так как ими пользуются многие педагоги и психологи.
[92] См. конец 9.1.
[93] У нас детей принимают в школу с 6 лет. Шестилетние первоклассники имеют особый психологический статус, поэтому речь о них пойдет отдельно, при обсуждении окончания дошкольного образования и начала школьного обучения (9.3.2).
[94] До 13лет, в отличие от нашей начальной школы, завершающейся с началом так называемого «подросткового возраста» (7.4). Ср. статью Г. А. Цукерман, где на основании эмпирических данных показывается практическая нецелесообразность совпадения сроков перехода от «младшего школьного» к «подростковому возрасту» и перехода из начальной в среднюю школу [293]. В реконструированной теории Л. С. Выготского «младшему школьному возрасту» соответствует интерфаза «школьного возраста» (7.4), а подростковому «кризису 11-12 лет» (Д.Б. Эльконин) – аутофаза стабильного «школьного возраста» (8.3.1).
[95] Дошкольная ступень образования будет обсуждена отдельно (9.3.2).
1-я ступень
Начальная школа от 7 до 13 лет в таблице 35 (в 6.6) соответствует ряду 4, для которого характерна регуляция посредством учебного слова. В этом ряду 2 стадии: «кризис 7 лет» («К7», 7-8 лет) и «школьный возраст» («ШВ», 8-13 лет) [96]. В ходе нормального развития к концу указанного «кризиса» формируется подчинение ребенка внешней регуляции со стороны учителя посредством учебного слова, а на протяжении «школьного возраста» такая регуляция интериоризуется, т. е. становится внутренней [97] (6.4, 7.4).
Названным стадиям соответствуют две стадиальные ЗБР: нестабильная и стабильная, первая из которых связана с «кризисом 7 лет», вторая – со «школьным возрастом» (табл. 36 в 6.6). В нестабильной ЗБР (7-8 лет) находится формирование способности ребенка подчинять свое поведение внешней регуляции посредством учебного слова. В стабильной ЗБР (8-13 лет) – формирование самостоятельной внутренней саморегуляции посредством интериоризованного учебного слова (6.4, 7.4).
Ведущий (находящийся в стадиальной ЗБР) вид деятельности в «кризисе 7 лет» – исполнительная учебная деятельность (8.3.2). В «школьном возрасте» – целостная учебная деятельность, включающая, кроме исполнительной учебной деятельности, самостоятельно осуществляемую регуляцию этой исполнительной деятельности (8.3.2).
Главная развивающая задача начальной школы (7-13 лет) в целом – формирование целостной учебной деятельности, включающей саморегуляцию посредством интериоризованного учебного слова. Т. е. формирование к 13 годам самовоспитания, самообразования (6.4).
Исполнительная учебная деятельность – существенный этап в ходе решения этой задачи начальной школы: чтобы овладеть регуляцией своей учебной деятельности, надо уже иметь объект этой регуляции (сформированную исполнительную учебную деятельность).
Исходя из сказанного, надо различать внутри ступени начальной школы (7-13 лет) две ее части (подступени): 7-8 лет и 8-13 лет [98]. У обеих подступеней цель одна – научить школьника учиться самостоятельно, но на них осуществляются разные этапы пути к этой цели.
Решение главной задачи 1-й ступени чрезвычайно важно в условиях непрерывного образования (включающего самообразование): научив учеников учиться, начальная школа подготовит их не только к следующей ступени образования, но и к взрослой жизни. «Не так важно научить известному количеству знания, как воспитать умение приобретать эти знания и пользоваться ими» [99].
Способ решения указанной развивающей задачи начальной школы – обучение детей в возрастной ЗБР: сначала – в стадиальной ЗБР «кризиса 7 лет», затем – в стадиальной ЗБР «школьного возраста», последовательно ведя детей через ее фазные ЗБР, связанные с фазами этого «возраста» (табл. 42 и 43 в 7.6).
[96] «К7», «ШВ» и т. п. – обозначения стадий согласно табл. 1 (в 3.4.1).
[97] Школьник становится способным управлять собой с помощью внутреннего слова – «в уме», «про себя».
[98] У польских реформаторов тоже выделены 2 части данной ступени образования: 1-3 и 4-6 классы (см. конец 9.1).
[99] Выготский Л. С., [65], с. 385.
2-я ступень
В обсуждаемой структуре образования [100] вторая ступень – гимназия – охватывает интервал от 13 до 16 лет, что соответствует в периодической системе Выготского ряду 5, для которого характерна регуляция посредством серьзно-игровой вещи (табл. 35 в 6.6). Этот ряд включает 2 стадии: «кризис 13 лет» (13-14 лет) и «пубертатный возраст» (от 14 до 16-17 лет). В ходе нормального развития в «кризисе 13 лет» формируется подчинение подростка внешней регуляции посредством серьзно-игровой вещи, а на протяжении «пубертатного возраста» эта внешняя регуляция интериоризуется (6.5, 7.5).
В системе стадиальных ЗБР тот же интервал от 13 до 16 лет включает 2 стадиальные ЗБР – нестабильную и стабильную: см. ряд 5 в табл. 36 (в 6.6). Первая из этих ЗБР связана с «кризисом 13 лет», вторая – с «пубертатным возрастом» (ср. табл. 35). В нестабильной ЗБР (13-14 лет) находится формирование способности подростка подчинять свое поведение внешней регуляции посредством серьзно-игровой вещи [101]. В стабильной ЗБР (от 14 до 16-17 лет) – формирование самостоятельной внутренней саморегуляции посредством интериоризованной серьзно-игровой вещи.
Ведущий (находящийся в стадиальной ЗБР) вид деятельности в «кризисе 13 лет» – исполнительная серьезно-игровая деятельность (8.3.2). В «пубертатном возрасте» – целостная серьезно-игровая деятельность, которая включает, кроме исполнительной серьезно-игровой деятельности, ее самостоятельно осуществляемую регуляцию (8.3.2).
Главная развивающая задача всей 2-й ступени образования (от 13 до 16-17 лет) – формирование целостной серьезно-игровой деятельности, включающейсаморегуляцию посредством интериоризованной серьезно-игровой вещи [102]. Серьезно-игровая ситуация [103] моделирует жизнь взрослых в окружающей среде [104] и служит таким путем познанию и пониманию реальной жизни социума, а также – самоопределению в ней, в том числе – профессиональному. Поэтому решение указанной главной задачи 2-й ступени представляет собой подготовку гимназистов (старших школьников) к овладению серьезной [105] деятельностью взрослых. В том числе – к изучению ее на следующей ступени образования.
Исполнительная серьезно-игровая деятельность – важный этап в процессе решения главной задачи 2-й ступени: чтобы овладеть регуляцией своей серьезно-игровой деятельности, надо уже иметь объект этой регуляции (сформированную исполнительную серьезно-игровую деятельность).
Таким образом, есть смысл различать внутри 2-й ступени образования (13–16-17 лет) две ее части (
Способ решения указанной развивающей задачи – обучение подростков в возрастной ЗБР: сначала – в стадиальной ЗБР «кризиса 13 лет», затем – в стадиальной ЗБР «пубертатного возраста», последовательно ведя подростков через ее фазные ЗБР (табл. 43 в 7.6; ср. табл. 42 там же).
[100] См. конец 9.1.
[101] О серьезно-игровой вещи см. в 6.5, а также в 4.8.2.
[102] Т. е. внутренней серьезно-игровой ситуации – представления, созданного ребенком (ср. «мотивирующие представления» в 6.1 и интериоризованную игру в 6.3).
[103] Сложная серьезно-игровая вещь (1.2.7, 4.8.2).
[104] Культурном контексте развития.
[105] Т. е. реальной деятельностью взрослых.
3-я ступень
В структуре системы образования, которая сейчас обсуждается [106], 3-я ступень – лицей (16-19 лет) – соответствует «кризису 17 лет» и связанной с ним стадиальной ЗБР (табл. 35 и 36 в 6.6). Конец «кризиса 17 лет» и всего процесса детского развития – это момент наступления взрослости в начале стадии «юности». Его признак – подчинение внешней регуляции посредством серьезного слова (4.8.3).
В этом «кризисе» – к его концу, т. е. к началу «юности» – формируется уже не серьезно-игровая, а собственно серьезная исполнительная деятельность (8.3.2).
Главная развивающая задача 3-й ступени образования (16-17–19 лет) – формирование исполнительной серьезной деятельности. Иначе говоря, овладение учащимися исполнительной серьезной деятельностью взрослых, т. е. подготовка к участию в реальной жизни социума.
Способ решения этой развивающей задачи – тот же: обучение в возрастной ЗБР, а именно – в стадиальной ЗБР «кризиса 17 лет» (табл. 35 и 36 в 6.6).
Это – и подготовка учащихся к возможному получению высшего образования (в «юности») как овладению регулятивной серьезной деятельностью взрослых (преподавателей, офицеров, менеджеров и т. д.). Тогда главная развивающая задача высшего образования – это формирование целостной серьезной деятельности, включающей регуляцию посредством серьезного слова. Лицею и вузу соответствуют «кризис 17 лет» и «юность», в сумме составляющие один ряд [107] в таблицах 35, 36 (в 6.6), 42 и 43 (в 7.6).
Итак, обсуждаемая 3-ступенчатая структура системы образования [108] действительно соответствует реальной структуре процесса детского развития (от рождения до 18 лет), согласно реконструированной теории Выготского. Которая указывает также и на психологическую сущность высшего образования (соотносимого с «юностью»).
[106] См. конец 9.1.
[107] В этом смысле лицей и вуз в сумме могут в принципе рассматриваться как одна ступень (по аналогии с обсужденными выше 1-й и 2-й ступенями, каждая из которых соответствует ряду).
[108] См. конец 9.1.
Касвинов С. Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. — Харьков: Райдер, 2013. Опубликовано с разрешения автора.
psixologiya.org
Особенности первой ступени общего образования
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) обусловлено требованиями развития современного мира. Каждый аспект современного общества приобретает свои особенности.
Особенности первой ступени общего образования
Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.
Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребёнка младшего школьного возраста являются: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации, интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.
Возрастает интерес детей к социальному миру, истории, культуре, религии. Младшие школьники вступают в период более широкого освоения духовных ценностей не только русского народа, но и других народов России, разных стран мира. Дети являются членами коллективов, в которых есть представители разных национальностей, конфессий и национальных культур. Они участвуют в традиционных народных праздниках, обрядах, религиозных действиях, тем самым приобщаются к духовной культуре разных народов. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей:
1. Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе — несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объёма информации, воспринимаемой детьми, порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребёнка, его личностному развитию. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться позитивным, развивающим потенциалом информационной среды. Уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности — информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др.
2. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.
Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых — родителей и педагогов на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т.е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.
3. Начальная школа не учитывает, что для школьника этого возраста весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе. Вымывание ведущей деятельности ребёнка происходит уже на дошкольном этапе развития, что отрицательно влияет на формирование психологических механизмов, обеспечивающих готовность к школьному обучению. Сюжетно-ролевая игра и художественно-эстетические занятия не занимают в жизни дошкольника места, подобающего ведущим деятельностям, что приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к школе.
Результат этого — трудности в обучении, связанные с несформированностью произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления.
4. Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками. День младшего школьника расписан по минутам: уроки в школе, бассейн, языки, хореография, музыкальная школа, фигурное катание… Дворы и дворовые коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности и др.
5. Большинство современных детей в отличие от детей прошедшего, XX в. не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества.
Рост национального самосознания граждан современного общества оказывает неоднозначное воздействие на современных детей, что не только способствует формированию гражданской и этнической идентичности и толерантности в общении, но и нередко приводит к детской враждебности к «чужим». Всё это должно учитываться школой при организации воспитательного процесса. Только при этом условии в процессе обучения будет формироваться осознанная система представлений об окружающем мире, ценностных социальных и межличностных отношениях.
6. Наблюдается явление поляризации детей по уровню умственного и интеллектуального развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. Наряду с ростом удельного веса группы одарённых и способных детей всё большее число ребят относят к группе риска, т. е. к проблемным: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обучении, а также со «специальными нуждами». Повышенная уязвимость детей и подростков из группы риска требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учётом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей в развитии и обучении.
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т.е. формируются средствами каждого учебного предмета, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.
Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников, Это определило необходимость выделить в примерных программах не только содержание знаний, но и содержание видов деятельности, которое включает конкретные УУД, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, начальные умения самообразования. Именно этот аспект примерных программ даёт основание для утверждения гуманистической, личностно ориентированной направленности процесса образования младших школьников.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Способность к рефлексии — важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.
Начальная ступень образования вносит вклад в социально-личностное развитие ребёнка. В процессе обучения формируется достаточно осознанная система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, о нравственно-этических нормах. Происходят изменения в самооценке ребёнка. Оставаясь достаточно оптимистической и высокой, она становится всё более объективной и самокритичной
www.school-36.org